4. Я пошла на панель из-за того...

    В большинстве наших деревень туалет находится во дворе, за сараем и по уровню санитарии напоминает стоянку первобытного человека. Говоришь хозяину: "Слушай, мужик, неужели тебе не противно ежедневно любоваться кучей копошащихся червей под собой? Ведь особых средств не нужно, чтобы сделать заведение цивилизованным. Главное - желание, да руки приложить...". Ответ потрясает: "А зачем? Мне и так хорошо".
    Все мы вышли из народа, в том числе и государственные чиновники. Крестьянский сын получает в городе квартиру, меняет свой быт, но образ мышления поменять труднее, чем туалет за сараем на современный унитаз, и у человека по-прежнему ноль желания подняться чуть выше в культуре быта, в культуре поведения, в культуре отношений между людьми... Ноль желаний что-либо изменить в своей жизни. Ноль желаний проявить инициативу! Ноль желаний просто мыслить...
    "А зачем? Мне и так хорошо"!
    Из людей, которым "и так хорошо", получаются прекрасные холуи.
    Деревня больше других любит и боготворит Лукашенко. Голосует за него с одной целью: чтобы он сохранил колхозы и задушил богатых.
    Лукашенко - президент нищих. Его электорат - это самые бедные люди, и сегодня они управляют богатыми и людьми среднего достатка. А во всем цивилизованном мире - наоборот, потому что там, где правят собственники, правят законы, а где правят нищие, там - "закон - тайга, хозяин - медведь". Холуйство - философия нищих, так как нищие - самые бесправные и зависимые люди.
    С помощью выборов и референдумов сегодня нами правят те, кто живет по принципу, который уже стал визитной карточкой загнанного белоруса: "Лишь бы не было войны!".
    Навозные черви тоже живут без войны. Столетиями. Быть может, от них мы позаимствовали такую убогую формулу счастья?
    Я отдаю отчет своим словам: я сам крестьянин, больше других понимаю, какое безжалостное колесо истории прокатилось по нашим людям, поэтому хочу для них лучшей доли.
    Память голодного ребенка - сильная память.
    Я помню, я видел после войны на морозном ноябрьском колхозном поле, как председатель колхоза верхом на коне догнал группу женщин, раздевал их и бил, вытряхивая из рейтуз и карманов уворованные картофелины, которые бабы несли домой своим опухшим от голода детям... Как вы думаете, сколько мерзлых картофелин можно спрятать в кармане?.. Потом председатель, проклятый женщинами, от стыда и содеянной подлости в ярости ударил лошадь - кулаком по морде, кричал, плакал и плевался, матюгаясь самыми страшными ругательствами...
    Председатель был злым человеком, но, как ни странно, моя детская память о нем, как о человеке совестливом. Он ведь бился в истерике от того, что понимал, что он - холуй. Немногим дано такое понимание...
    По себе знаю, как тяжело избавляться от чувства холуйского страха. В советские времена режиссеру, чтобы сдать фильм, нужно было пройти иногда около двух десятков ступенек из разного начальства в Минске и Москве, и на каждом этапе тебя могли "зарубить" по идейным соображениям, и всякий раз нервы "зашкаливали", потому что если ты сопротивлялся, не соглашался с замечаниями, могли последовать "оргвыводы", а процесс сдачи фильма затягивался на многие месяцы, а то и годы.
    Все люди в основном делятся на две категории: одни кладут жизнь за идею, другие говорят проникновенные речи на похоронах первых.
    Однажды смотрел в теленовостях хронику похорон композитора Шнитке. Один из тех, кто нес гроб с телом покойника, как ни в чем ни бывало, вяло жевал жвачку. Этот человек потряс меня своим цинизмом. Подобное равнодушие - к тому, что происходит сегодня в стране - у большинства белорусских мастеров искусств. Самая распространенная их отговорка: "Политикой я не занимаюсь!". В этих словах - маленькая хитрость, чтобы спрятать стыд и страх. Политикой занимаются только те, кому нужна власть. Художнику власть не нужна, она у него есть: талант - это тоже власть. И отношение художника к правителям - вопрос не политики, а совести. Поэтому люди, у которых эта субстанция находится в замороженном виде, лукавят, утверждая, что политикой они не занимаются. Молчание - самая что ни есть политика. Пассивный гомосексуалист ведь тоже участник акта, и удовольствие получает отнюдь не меньшее...
    Вспоминаю интервью талантливого режиссера, художественного руководителя одного из минских театров: "Разве я могу критически относится к власти, если президент повысил моим артистам зарплату?!".
    Мой коллега не задумывается: платить высокую зарплату талантливым людям - обязанность государственной власти. А у нас это подается как благородный поступок просвещенного монарха. И потом, президент помогает выборочно - тем, кто поближе, кто послушнее, кто потише себя ведет... И еще одно: при нашей бедности, чтобы дать одному нужно у второго отнять... К тому же, он дает не из своей зарплаты, а из государственного кармана, а по какому закону?.. По какому праву? Деньги, взятые из госбюджета не по закону, это деньги, уворованные у нас с вами...
    Советские люди никогда не получали зарплату.
    Они всегда получали свой заработок, как милостыню от власти. А если тебе на паперти положили в ладошку медяк, ты должен быть счастлив, подобострастно кланяться и говорить: спасибо, спасибо, спасибо...
    Нищим людям очень трудно сохранить себя, как независимую личность. Нищие легко поддаются дрессировке.
    Пару лет назад перед Новым годом в Министерстве культуры придумали благотворительную акцию: развезти подарки престарелым пенсионерам, имеющим звание народного артиста. "Увидев в пакете бутылочку коньяку, баночку икры, ананас и другие вкусности, некоторые старики начинали плакать от счастья", -- с умилением пишет об этом событии журналист. И не понимает ни он, ни сам народный артист, ни те, кто вспомнил перед праздником об одиноких стариках, что одновременно с подарком человека унизили подачкой... Умом я понимаю: затея Министерства культуры - от чистого сердца, но моя душа все равно протестует: человек, положивший свой талант на алтарь Отечества, на закате жизни не в состоянии купить себе бутылку коньяку - не за что! Алкаши, пропившие пеленки своего ребенка, уравнены в размерах пенсии с заслуженными людьми.
    Меня потрясает не столько нищета больших мастеров искусства, сколько наша привычка к этому, как к норме. И когда вдруг "вороне где-то Бог послал кусочек сыру" - и мы захлебываемся от счастья, начинаем аплодировать, забывая, что если завтра, не доведи Господи, мастера будут хоронить, оркестра за гробом и цветов не будет - не за что купить...
    Мы рождаемся, проживаем жизнь и умираем холуями... Нищими, обманутыми холуями.
    Поэтому объяснение некоторых творцов, что "политикой я не занимаюсь" напоминает мне оправдание женщины легкого поведения, которая пошла на панель из-за того, что ей "нечем кормить своих детей".
    В начале века в страдающей душе Янки Купалы родились знаменитые строчки:

А хто там iдзе, а хто там iдзе
У агромiстай такой грамадзе?
 -- Беларусы.
А чаго захацелася iм,
Пагарджаным век, сляпым, глухiм?
 -- Людзьмi звацца...

    С тех пор прошло сто лет.
    А мы по-прежнему - "сляпыя i глухiя".

Содержание

Дальше

Копия для печати (MS Word'97)

Белорусский рейтинг

Rating All.BY
Hosted by uCoz